Основная|

В связи с распространением в СМИ и социальных сетях недостоверной информации о заседании Общественной наблюдательной комиссии города Москвы, прошедшем 5 марта 2021 года, публикуем официальную позицию ОНК города Москвы:

На члена ОНК города Москвы Марину Литвинович неоднократно поступали обращения со стороны граждан, адвокатов подозреваемых и обвиняемых, и органов власти по фактам нарушения ей Кодекса этики членов ОНК, 76 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и Регламента ОНК города Москвы. Это выражалось в:

— неоднократном разглашении данных следствия;

— ненадлежащем исполнении своих обязанностей;

— использовании данных, полученных во время посещения подозреваемых и обвиняемых, публикациях в СМИ в ущерб гражданам, находящимся в местах принудительного содержания;

— неоднократном распространении недостоверной информации, подрывающей доверие к институту общественных наблюдателей со стороны подозреваемых и обвиняемых, их адвокатов и общества;

— грубых нарушениях Кодекса этики членов ОНК;

— намеренной политизации института общественного наблюдения, который в базовых своих основаниях – правозащитный и потому находящийся вне политики.

За период своей деятельности в 5-м составе ОНК города Москвы Мариной Алексеевной Литвинович были совершены действия, имеющие признаки нарушения:

ФЗ №76 от 10.06.2008, статья 4.1. Общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляются на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности.

ФЗ №76 от 10.06.2008, статья 4.2. Не допускается вмешательство субъектов осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, медицинскую деятельность, в том числе в проведение психиатрического освидетельствования и судебно-психиатрических экспертиз, а также разглашение без письменного согласия лица, находящегося в месте принудительного содержания, или его законного представителя сведений, составляющих врачебную тайну.

ФЗ №76 от 10.06.2008, статья 7.1. В своей деятельности члены общественных наблюдательных комиссий руководствуются Кодексом этики членов общественных наблюдательных комиссий, который утверждается Общественной палатой Российской Федерации по представлению совета Общественной палаты.

ФЗ №76 от 10.06.2008, статья 8.1. Общественная наблюдательная комиссия осуществляет свою деятельность в порядке, установленном регламентом общественной наблюдательной комиссии, который утверждается на ее первом заседании большинством голосов от общего числа ее членов.

ФЗ №76 от 10.06.2008, статья 20.1. Член общественной наблюдательной комиссии не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными при осуществлении своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Кодекс этики членов ОНК, статья 1.2. Члены ОНК являются представителями гражданского общества и действуют в его интересах. Общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, члены ОНК осуществляют на основе принципов приоритета прав человека, добровольности, равноправия, объективности и законности, нетерпимости к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство.

Кодекс этики членов ОНК, статья 2.1. При осуществлении своих полномочий члены ОНК должны:

а) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав человека определяют основной смысл и содержание деятельности членов ОНК;

в) проявлять корректность и сдержанность к идеологическим и моральным убеждениям лиц, находящихся в местах принудительного содержания, национальным ценностям, культуре, народным традициям и обычаям;

е) исходить из честного, разумного, добросовестного исполнения своих  обязанностей, относиться к коллегам в духе уважения, доверия и сотрудничества;

з) не допускать высказываний, заявлений, обращений от имени ОНК, не будучи на то уполномоченными.

Кодекс этики членов ОНК, статья 2.2. При осуществлении возложенных полномочий члены ОНК обязаны контролировать свое поведение и не допускать

а) проявления грубости, высокомерия, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, необоснованных обвинений.

б) оскорбительных выражений, действий угрожающего характера, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение лиц, находящихся в местах принудительного содержания;

в) обещаний лицам, находящимся в местах принудительного содержания, выполнение которых выходит за пределы компетенции членов ОНК;

г) публичных высказываний, оценивающих деятельность своих коллег, стремясь к коллективному обсуждению и объективному разрешению возникающих конфликтных ситуаций в ОНК, а также в случаях возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с администрацией и сотрудниками мест принудительного содержания.

Кодекс этики членов ОНК. Статья 2.3. Члены ОНК должны строго руководствоваться нормами, установленными законодательством по использованию персональных данных лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

             — Кодекс этики членов ОНК. Статья 2.4. Члены ОНК должны руководствоваться и иными морально-нравственными принципами.

Регламент ОНК города Москвы, статья 5.4.3.

а) Член комиссии обязан руководствоваться нормами действующего законодательства, соблюдать Кодекс этики членов ОНК.

в) еженедельно до 23-00 вторника, уведомить ответственного секретаря о состоянии дел по всем вопросам, стоящим на контроле у члена Комиссии.

Регламент ОНК города Москвы, статья 7.3. Руководитель группы обязан:

а) сразу после уведомления руководства органов принудительного содержания, информировать ответственного секретаря Комиссии о месте и времени проверки, в случае неисполнения, мотивированно объяснить причину ответственному секретарю;

г) в срок, не более 2 суток оформить акт и передать копию секретарю Комиссии и направить в ведомство, которому подчиняется данное учреждение.

Общественная наблюдательная комиссия города Москвы, ввиду аспектов правового и этического характера, а также с учётом того, что конкретные факты касаются интересов третьих лиц (подозреваемых и обвиняемых, находящихся в местах принудительного содержания), не может опубликовать значительную часть информации о нарушении законодательства и Кодекса этики членов ОНК, оставляя рассмотрение конкретных примеров Общественной палате Российской Федерации.

Член ОНК должен одинаково ревностно становиться на защиту известного политика и рядового гражданина, известного общественного деятеля или никому не известного человека, попавшего в места принудительного содержания.

Общественная наблюдательная комиссия города Москвы неоднократно доводила до членов ОНК города Москвы информацию о недопустимости подобных нарушений, но, вместе с тем, исходила из того, что Литвинович является активным членом Комиссии в плане посещений мест принудительного содержания и она примет во внимание при дальнейшей своей работе имевшиеся к ней вопросы этического и правового характера.  Однако комиссия не могла игнорировать неоднократные нарушения своими членами Кодекса этики членов ОНК, 76 Федерального закона и Регламента ОНК города Москвы. При этом помимо Марины Алексеевны на заседании ОНК города Москвы 5 марта 2021 года были обсуждены нарушения Регламента, Кодекса этики членов ОНК и со стороны других членов московской комиссии.

В своей публикации, появившейся позавчера после решения ОНК, Марина Алексеевна умалчивает тот факт, что нарушение зафиксировано со слов адвоката Любови Соболь, которые он произнёс во время эфира на телеканале «Дождь». Дословно его фраза звучала так: «Спасибо большое Литвинович, которая разгласила данные следствия, а я не мог их разглашать до этого, а теперь смогу комментировать данные, которые она озвучила». После этих слов было проанализировано интервью Марины Литвинович, где был подтверждён факт нарушения закона, Кодекса этики членов ОНК и Регламента ОНК города Москвы.

Также в направленном представлении о прекращении полномочий члена ОНК в Общественную Палату Российской Федерации, как характеризующий материал, содержатся описание ещё двух недавних нарушений, допущенных Мариной Литвинович несмотря на ранее данные предупреждения о недопустимости подобных действий.

Марина Алексеевна в своих публичных комментариях манипулирует общественным мнением, намекая на политизированное решение в отношении ее персоны, однако, например, умалчивает о своём предыдущем нарушении, которое связано с навязыванием адвоката гражданину, обвиняемому в государственной измене (ст. 275 УК РФ). Вместе с тем, окончательное решение, согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона №76 от 10.06.2008 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», по статусу Марины Алексеевны Литвинович в качестве члена ОНК будет принято Советом Общественной Палаты РФ, который призван объективно оценить предъявленные факты и результаты голосования на заседании ОНК города Москвы, по итогам которого за представление о прекращении полномочий члена ОНК Литвинович проголосовало большинство членов Общественной наблюдательной комиссии города Москвы.

Почта для вопросов от СМИ moscowonk@yandex.ru

Подписывайтесь на наш телеграмм-канал https://t.me/onkmoscow

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close Search Window